Новоиерусалимский монастырь

Ансамбль Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря входит в золотой фонд русского зодчества. На протяжении почти двух веков в его сооружении принимало участие целое созвездие прославленных архитекторов и художников. 10 декабря 1941 года монастырь был варварски разрушен отступающими немцами. Чудовищной силы взрывы и последующие пожары разрушили собор, колокольню и ряд других построек монастыря. Начатое в 1950-х годах восстановление памятников производилось ведущими архитекторами страны. В 1994 году монастырь возвращен церкви. Реставрация комплекса продолжается и в настоящее время.

В июне 1977 года по инициативе Группы Краеведов-Спелеологов (ГКС, г. Москва) под руководством Прокофьева И.Ю. было произведено обследование монастырских построек. Цель работы заключалась в выявлении и фиксации подземных сооружений, ранее неизвестных реставраторам. Официальный отчет не составлялся, и результаты работ долго оставались неизвестными. В 2000 году автор обнаружил в архиве Прокофьева полевые дневники и топожурналы проведенных исследований. Часть материалов была не обработана, а часть, к сожалению, утеряна. В связи с этим в августе 2001 года состоялся рекогносцировочный выезд исследовательской группы РОСИ (Сохин М., Парфенов А., Панина А.) с целью восполнить образовавшиеся пробелы. В результате поездки были собраны необходимые данные, а также обнаружены два подземных сооружения, неизвестных ранее, и выполнена фотофиксация объектов. Первоначально статья задумывалась как обобщение результатов исследований ГКС, но, в связи с новыми неожиданными открытиями, автор вынужден включить в нее и данные 2001 года.

История строительства

Монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном как его подмосковная резиденция. Здесь, на большой Волоколамской дороге, у переправы через речку Истру, во второй половине XVI века возникла небольшая деревушка Сафарово, перешедшая в первой половине XVII века в собственность бояр Боборыкиных. В 1636 году Роман Боборыкин построил деревянную церковь Воскресения, давшую название селу. В этом месте, по дороге из столицы в Валдайский монастырь, не раз останавливался на ночлег патриарх Никон. Пленившись красивым местоположением села на высоком, поросшем густым лесом берегу извилистой реки, патриарх решил осуществить здесь свой замысел - повторить грандиозный ансамбль древнего Иерусалима с храмом Воскресения и Гефсиманским садом.

Воскресенское с близлежащими деревнями было приобретено для строительства монастыря. Постройкой под Москвой "русского Иерусалима", подобия всемирно известного палестинского прототипа - главной святыни Христианства, Никон пытался создать в России внушительный центр православия, призванный поднять международный авторитет русского патриарха. После падения Византийской империи и взятия турками Константинополя русская церковь являлась, по мнению патриарха, единственным законным наследником древнего христианства. Для решения этой задачи средствами архитектуры были привлечены лучшие мастера, создавшие неповторимый, единственный в своем роде соборный комплекс, определивший значение всего ансамбля.

Монастырь как художественный организм сложился за два строительных периода. Первый из них ограничивается 1656-1666 годами, когда работы велись под руководством самого патриарха. В это время на высоком, частично подсыпанном холме - полуострове возводятся деревянные стены и восемь башен, внутри стен появляются каменные службы, заканчивается сооружение собора. Возле монастыря были выстроены Отходная пустынь или "скит" Никона и Елеонская часовня. Для строительства этого грандиозного комплекса были согнаны крепостные из обширных владений монастыря. В 23 уездах организованы многочисленные мастерские, а все необходимое для строения и украшения колоссального собора делалось на месте.

Низложение и ссылка Никона прервали работы почти на 14 лет. Строительство возобновилось лишь в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича, который передал его в ведение приказа Большого дворца. Сразу после окончания строительства Соборного комплекса в 1685 году, приступили к дальнейшей застройке монастыря каменными зданиями. Этот заключительный этап в формировании ансамбля, совпавший с расцветом Московского барокко, определил в целом художественный облик монастыря.

Воскресенский собор, задуманный как копия Иерусалимского храма, выстроен в 1658-1685 годах из кирпича по модели, описанию и обмерам подлинника, привезенных из Палестины. Основная часть собора - четырехстолпный храм. С востока к нему примыкает подземная церковь Константина и Елены, а с запада - ротонда, завершенная первоначально белокаменным шатром, перекрывавшим огромный пролет в 22 метра. Помимо основных частей собора в его огромном внутреннем пространстве разместились 29 приделов и отдельных церквей, часть из которых внутристенные. Судьба здания оказалась поистине трагичной. В 1729 году, по невыясненным причинам, возможно, вследствие осадки фундамента, рухнул каменный шатер ротонды, и двадцать лет она простояла без покрытия. В 1729 году по проекту В. Растрелли и под руководством К. Бланка каменный шатер был заменен деревянным.

Подземная церковь Константина и Елены. Между угловыми башенками, необычно низко над землей, располагается огромная глава подземной церкви (крипты). Тридцать три ступени ведут в нее из центрального храма. Через ров перекинуты два белокаменных арочных мостика, которые ведут к боковым входам в церковь. После колоссальных масштабов ротонды и собора крипта кажется приземистой, хотя высота ее составляет не менее 8 метров.

Через 40 лет после основания монастыря, в 1690-1694 годах, его деревянные стены и башни стали заменять каменными. В конце XVII века монастырские укрепления в значительной мере утратили оборонное значение, и повсюду стали носить, скорее, символический характер. Однако Яков Бухвостов, которому поручили строительство, возвел стены и башни по всем правилам фортификационного искусства своего времени. Об их мощности красноречиво говорят цифры: при общей протяженности стен почти в километр высота их достигает 10 метров. Со стороны монастырского двора стена ритмически расчленена высокими арками, в нижней части которых находятся амбразуры подошвенного боя. На стене вдоль ходовой галереи в шахматном порядке расположены амбразуры верхнего и среднего боя. С ходовой галереи можно попасть в любую из восьми башен, носящих названия аналогичные башням городской стены Иерусалима. Начиная от угловой северо-западной Гефсиманской башни по часовой стрелке следуют: Сионская, Давидов дом, Елизаветинская, Иноплеменничья, Варуха, Ефремова и Дамасская башни. Все башни, за исключением Елизаветинской, во многом схожи между собой и имеют одинаковую (около 19 метров) высоту.

В 1658 году вне стен монастыря, в так называемом Гефсиманском саду был поставлен скит Никона. Скит в обобщенном понятии - таящаяся в глухих лесах обитель отшельника. Оригинальное кирпичное сооружение в три этажа с плоской кровлей отличается яркой декоративностью, при этом внутреннее убранство скита достаточно аскетично. Спальня Никона - маленькая, с каменным ложем, келья на втором этаже здания. Небольшое сооружение за огромной толщей стен заключает тесные, скупо освещенные помещения: приемную патриарха, просфорную, кельи и церковь. Вторая маленькая церковь со звонницей размещена на плоской кровле. У подножия пологой возвышенности, на которой стоит скит, протекает глубокая и темноводная Истра.

Монастырь был необыкновенно богат. В подклетях древних каменных служб хранилось все, что привозили из десятков приписанных к нему сел и деревень. Монастырю принадлежали не только подмосковные, но и отдаленные вотчины в Белозерье, оброчные области в Каргопольском, Рязанском и Новгородском уездах, рыбные ловли в реках Поной и Лахта на Кольском полуострове, соляные варницы в Соликамске, многочисленные пахотные земли, сенные покосы, лесные угодья, звериные ловли и бобровые заповедники.

 

(c) ierusalim.ru

Новоиерусалимский монастырь

Остальные фотографии на Я.Фотках

© IL76mf

Конструктор сайтов - uCoz